Спящая красавица

Этот сюжет встречается во многих женских сказках. Его фабула довольно проста: героиня попадает в ситуацию, с которой не может справиться самостоятельно; ей требуется помощь прекрасного юноши. Спящая красавица и Мертвая царевна пробуждаются только от поцелуя принца; Василису Премудрую суженый должен освободить из кощеева плена; немало принцесс требуют спасения — кто от дракона, кто от колдуна, кто от неприятеля. Она томится в высокой башне, пещере, хрустальном гробу. Он вдохновлен стремлением ее освободить и расколдовать.
В данном сюжете героиня внешне абсолютно пассивна. И это дает герою возможность проявить активность, доблесть, изобретательность. Словом все, на что он способен.
Вот наиболее известные истории, в которых есть сюжет «ожидающей спасения»: «Спящая красавица», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов», «Руслан и Людмила», «Царевна-лягушка», «Три царства — Медное, Серебряное и Золотое», «Персей и Андромеда», «Алые паруса».
В практике психологического консультирования известен такой женский сценарий, как «Ожидание принца». По условиям этого сценария жещина ждет своего мужчину-принца в надежде, что он приедет и спасет ее от унылой и безрадостной действительности. Она живет иллюзией того, что с приходом принца жизнь ее изменится удивительным образом. Опасность подобного сценария в том, что женщина сама для себя, для своей жизни ничего не делает, уповая на мифического героя.
Но сказки не виновны в том, что у некоторых женщин формируется такой инфантильный сценарий ожидания. Проблема — в незнании сказочного шифра. Что стоит за пассивностью Спящей красавицы? Попробуем разобраться.
Особое место в сюжете ожидания занимает сон красавицы в хрустальном гробу. В этом сюжете зашифровано тонкое послание: существует некий «небесный избранник», герой, предназначенный стать возлюбленным женщины, — и его необходимо дождаться. А чтобы ей избежать соблазна удовлетворять свою потребность в любви с недостойными, лучше погрузиться в сон.
Стоит ли понимать последнюю часть шифра буквально? Конечно, нет. Реальная женщина не может позволить себе, как Брунхильд или принцесса Аврора, спать сто лет, чтобы пробудиться от поцелуя достойного ее принца.
Сон в данном контексте символизирует женскую активность, направленную на саморазвитие. Переводя со сказочного языка на «русский», «заснуть в хрустальном гробу» означает «начать работу над собой». Это и самообразование, и духовное развитие, и работа по совершенствованию культуры чувств и тела. Благодаря такой деятельности женщина преодолевает инфантилизм, учится слушать и слышать себя, а также распознавать природу окружающих ее людей. Так она готовится к встрече с единственным возлюбленным, предназначенным ей судьбой.
Работа по саморазвитию требует времени. Этим объясняется длительность сна героини. Хрустальный гроб символизирует чистоту духовную, ментальную, эмоциональную, а также защиту.
Итак, оказывается, что героиня вовсе не пассивно ждет спасения (пробуждения). Она работает духовно. При этом она застрахована от ошибочных действий, которые могут запутать событийный поток и отвести от нее Единственного. Она спит в хрустальном гробу, но, на самом деле, бережет свою чистоту, готовит себя к встрече с Ним.
Еще один интересный аспект этого сюжета — поцелуй прекрасного принца. Красавица пробуждается именно от поцелуя. В этом контексте героиня символизирует спящую Женственность (Женскую энергию), которую инициирует соприкосновение с Мужской энергией.
Контакт с мужчиной необходим женщине, чтобы проснуться, увидеть мир другими глазами. 
Если мы хотим осветить темную комнату электрическим светом, нужно найти «включатель». Мужчина для женщины является своего рода «включателем». Поэтому каждая женщина, начиная с самого раннего возраста, так стремится к контакту с ним, к Любви. Чтобы «включиться», чтобы проснуться. Правда, некоторые мужчины оказываются не «включателями», а «выключателями»... Например, когда речь идет о Хищнике. Но это уже другой архетипический сюжет.
Миссия мужчины — пробудить Женственность в женщине. Дальше энергия Женственности, энергия Любви начнет менять женщину. Она расцветет физически, эмоционально, ментально и духовно. Но без поцелуя ничего не получится.
Если мы хотим осветить темную  комнату электрическим светом, нужно найти «включатель». Мужчина для женщины — своего рода «включатель».
Поцелуй, помимо личного проявления нежности и любви, является символом духовного союза. Существует традиция целовать образы Святых, прикладываться к руке или одежде священно-служителей. В прежние времена целовали края одежды и ноги монархов. В этом контексте поцелуй — символ приобщения к святости или высокому социальному статусу.
Принц целует спящую красавицу и таким образом приобщается к ее чистоте. Так поцелуй спящей любимой женщины наполняет мужчину особенными трепетными и тонкими переживаниями. Он приобщается к чему-то неземному и прекрасному. И эта сила чистоты, передающаяся мужчине через поцелуй, может обновить его и размягчить самый жесткий характер. Через поцелуй мужчина укрепляет в себе ощущение смысла собственной жизни. Он служит Чистоте и Женщине, оберегает ее, дает ей силу для пробуждения и обновления. Это — миссия. Это — смысл.
Кроме того, поцелуй для принца — символ результативности собственных действий. Он многое преодолел, чтобы добраться до спящей красавицы. Теперь он достиг своей цели, доказал себе и остальным свою Силу.
Чтобы мужчина был активен, смог реализовать собственный потенциал, женщине необходимо проявлять внешнюю пассивность. Если она сама научится пробуждаться ото сна, если она перестанет попадать в передряги с похитителями - драконами, или сама возьмет в руки меч, — как мужчина сможет проявить свою Силу?! При этом женщине придется обрести мудрость и Божественное Наитие, чтобы безошибочно определять среди множества героев своего Единственного. 
Консультация "отношения"

Следующая запись

Отшельница