Воин

Великий боец терпит и сносит оскорбления;
он знает тяжесть своего кулака и силу своего удара.
Оказавшись перед противником, не успевшим подготовиться к бою,
он смотрит ему в глаза — в самую их глубину — и побеждает,
не нуждаясь даже в том, чтобы использовать свою физическую силу.
Чем больше воин учится у своего духовного наставника,
т
ем ярче разгорается в его глазах свет веры,
и ему ничего никому не нужно доказывать.
П. Коэлъо

Конечно, сила Воина — это самая яркая мужская архетипическая сила. Можно сказать, что в ней больше разрушения, чем созидания. Но это лишь на поверхности.
Ведь в каждой архетипической матрице заложена эволюционная идея. То есть предполагается, что архетипическая сила будет эволюционировать. Да, на самых начальных эволюционных уровнях сила Воина — это сила разрушения. А как же иначе, ведь враги не дремлют! Их надобно уничтожать!
Однако на более высоких эволюционных уровнях именно сбалансированная сила Воина помогает достигать высоких результатов, доводить дела до победного финала. При этом вовсе не обязательно кого-то лишать жизни.
Другими словами, архетипическая сила Воина может быть как разрушительной, так и созидательной; как гармоничной, так и дисгармоничной, в зависимости от текущего эволюционного уровня героя. На низких эволюционных уровнях воин дерется, и его силу умножает злость на врага. Однако гнев также может и лишить героя силы, «гнев застилает глаза». Поэтому эволюция силы Воина связана с управлением своим гневом. Воин «высшего уровня» дерется со спокойным сердцем и побеждает.
Позвольте в связи с этим рассказать одну старинную историю про бой без гнева ... 
то случилось во времена Омара, великого исламского халифа. Он боролся со своим врагом в течение тридцати лет. Враг был очень силен, и битва продолжалась всю жизнь. В конце концов, случилось однажды так, что настал благоприятный случай: враг упал с коня, и Омар прыгнул на него с копьем. Всего лишь за секунду копье могло пронзить сердце врага, и все было бы кончено. Но в этот момент враг сделал одну вещь: он плюнул Омару в лицо, и копье остановилось. Омар коснулся своего лица, поднялся и сказал врагу:— Завтра мы все начнем сначала.
Враг был в замешательстве. Он спросил:
В чем дело? Я ждал этого момента тридцать лет, я ждал, надеясь, что когда-нибудь я приставлю копье к твоей груди, и всё будет кончено. Такое везение так и не пришло ко мне, но оно пришло к тебе. Ты мог бы покончить со мной в один миг. Что случилось с тобой?
Омар сказал:
Это была необычная война. Я дал обет, что буду сражаться без гнева. В течение тридцати лет я сражался без гнева, но теперь гнев пришел. Когда ты плюнул, я лишь на миг почувствовал гнев, и наш бой стал личным. Я хотел тебя убить, и в это вошло мое эго. До этого момента, в течение тридцати лет, вообще не было никакой проблемы: мы сражались по некой причине. Ты был не мой враг, это никоим образом не было личным. Я не был заинтересован в том, чтобы убить тебя, я просто хотел выиграть дело. Но сейчас, на миг, я забыл о причине: ты стал моим врагом, и я захотел тебя убить. Вот почему я не могу убить тебя сейчас — на миг в моем сердце появился гнев. Итак, завтра мы начнем снова. — Но битва так и не возобновилась, потому что враг стал другом. Он сказал:
— Теперь научи меня. Будь моим мастером и позволь мне быть твоим учеником. Я тоже хочу драться без гнева.
Основная эмоциональная сила, заложенная в архетипической матрице Воина, — это СИЛА ГНЕВА.
Чтобы быть настоящим Воином, нужно научиться управлять своим гневом.
Архетип Воина рождает сюжеты, в которых герой борется с врагами, переживает поражения и победы, учится управлять своими страстями, гневом и физической силой. Среди героев-воинов Геракл, Илья Муромец, Конан и Человек-Паук; а также многочисленные богатыри, рыцари, солдаты, защитники. Словом, борцы и победители.
Главное, базовое стремление, «записанное» в архетипической матрице Воина, — это стремление побеждать, оказываться первым, лучшим, успешным, достойнейшим. Во что бы то ни стало. Все ради победы.
Ключевая ценностная идея этого архетипа — защита Справедливости, борьба за Справедливость. Любая схватка — ради Справедливости. Причем понимание героем идеи Справедливости также меняется в зависимости от его текущего эволюционного уровня.
Именно постижение идеи Справедливости помогает сознанию героя эволюционировать. Именно идея Справедливости помогает герою учиться управлять гневом, направляя его куда следует.

На самых ранних эволюционных уровнях сила Воина подобна вулкану, ей неведома идея Справедливости. Поэтому герою хочется подраться, чтобы размяться, поиграть силой молодецкой («Я дерусь, потому что я дерусь», — говаривал Портос). Для эволюции силы Воина необходим учитель (включение архетипа Философа), который поставит перед героем вопросы:- Ради чего? Зачем? Какой ценой?
Фигура учителя для формирования героя-воина чрезвычайно важна. Самому герою очень сложно научиться управлять собственной силой. Ведь когда ее слишком много, она раздирает на части изнутри. Юноша не знает, куда себя деть, где применить свою силу. Учитель у настоящего воина тоже должен быть непростой. Например, Геракла воспитывал не кто-нибудь, а мудрый кентавр Хирон. Серый Волк обучает Ивана-царевича, короля Артура наставляет волшебник Мерлин.
Избыток силы Воина чрезвычайно неудобен для воспитателей. Детей, имеющих неконтролируемый избыток данной архетипической силы, сегодня называют «гиперактивными». Это дети, с которыми очень сложно. Но и им самим непросто управлять своей силой Воина. Вспомните Геракла. Юному герою было чрезвычайно сложно рассчитывать свою силу. Не один раз он совершал неумышленные убийства, наносил серьезный ущерб окружающим из-за того, что не справлялся с собой (точнее, с архетипической силой Воина). Он раскаивался и дорого платил за свои проступки. С того, кто обладает большой силой, спрос больше. Кстати, юных воинов было принято воспитывать отдельно от остальных детей.
К сожалению, не у всех сегодняшних мальчиков (и девочек) с выраженным архетипом Воина имеется достойный учитель. В рамках системы образования большей частью самореализуются женщины. И самое большое, что они могут сделать для ребенка-воина, — это подобрать сказки, отражающие путь эволюции воина. Но этого мало. Женщине (матери, воспитателю, педагогу, психологу) чрезвычайно сложно заменить герою подлинного учителя. Да и нет таких мужских сказок, где героя-воина обучала бы женщина. Исключения составляют истории, где женщина-Наставница создает для героя-воина инициирующее событие (инициация в лоне женщины).
Поэтому мы часто рекомендуем матерям сыновей (и дочерей) с ярко выраженным архетипом Воина искать достойного наставника. Им может быть тренер в спортивной секции, например.
Во многих сказках эволюция силы Воина в герое начинается с того, как он направляется восстанавливать справедливость: врага побеждать, принцессу спасать, слабого защищать.
Этот факт чрезвычайно важен в контексте психологической коррекции детей, подростков, да и взрослых.
В нашем русском этносе немало людей разного возраста, у которых сила Воина выражена ярко, но несбалансированно. Они, как правило, доставляют окружающим немало хлопот. Да и с самими собой им тоже бывает весьма непросто. Есть отцы, которые говорят своему сыну так: «Главное, драться научись, что не по тебе, так ты сразу — бей в челюсть!» В этом случае мы видим яркое проявление силы Воина на низком эволюционном уровне. И лаша задача — постепенно, через сказки передать такому юноше знания о Справедливости.
Как? Сказкотерапевт подбирает сказку о воине-победителе, который расходует свою силу грамотно, ради спасения слабых, Отечества, восстановления Справедливости. Такие истории гармонизируют силу Воина на бессознательно-символическом уровне, помогают ей эволюционировать.
Важно понимать, что именно архетипическая энергия Воина низкого эволюционного качества лежит в основе агрессивных проявлений личности. Мы говорим: «агрессивный ребенок», «конфликтная личность», передавая через эти понятия переживание нами собственного неудобства от общения с подобными людьми. Причем многие при этом качают головой: что же с этой агрессией делать?
Агрессия, проистекающая из архетипа Воина, — это энергия, которая должна быть направлена на повержение врага, преодоление препятствий, защиту справедливости. Если поблизости нет достойного врага, архетипическая энергия сотворит его из ничего. Так возникают конфликты на ровном месте. Просто энергии Воина низкого эволюционного качества нужен выход.
Заметьте, сказочный герой с ярким архетипом Воина никогда долго не сидит спокойно просто так, как говорится, «в медитации». Рядом с ним все время приключается какая-нибудь несправедливость, возникает прецедент для проявления его силы. Если вокруг него длительное время все будет спокойно, ему просто станет скучно. Но скука — это еще полбеды. Энергия Воина, желая быть выраженной, станет искать себе врага. И конечно же, найдет — среди близких или тех, кто прежде нуждался в защите.
Герою с выраженным архетипом Воина необходимо что-то делать: стрелять, скакать, драться, работать физически, рисковать жизнью, побеждать. Поэтому когда сказкотерапевта спрашивают, что делать с агрессией, он отвечает: прежде всего, предоставлять возможность большой физической нагрузки. Спортзал, айкидо, стрельба из разных видов оружия, экстремальные виды спорта, компьютерные игры «стрелялки», игры в войну, верховая езда — все это важные виды деятельности для канализации архетипической силы Воина. Кто-то, возможно, скажет, что сказкотерапевты «подогревают» агрессию. Это не так. Мы, понимая особенности архетипической силы Воина, находим безопасные (насколько это возможно) виды деятельности для ее выражения .
Человеку, обладающему выраженной силой Воина, необходимо:
1. Иметь постоянную физическую нагрузку. Для детей важны игры, в которых достаточно безопасно можно помериться силой (борьба, игры «давай бодаться», «перетягивание каната» и др.) или посоревноваться (особенно с родителями).
2. Иметь собственную территорию (комнату, часть комнаты).
3. Иметь наставника, тренера.
4. Переживать успех, победу, а также поражения.
5. Следовать режиму дня, расписанию.

А теперь давайте зададимся вопросом: а собственно, каково предназначение архетипической матрицы Воина? Безусловно, предназначение настоящего Воина, защищать. А также захватывать новую территорию, удерживать ее границы и при малейшей возможности расширять их.
Другими словами, в архетипе Воина «записано» яркое «чувство территории». Ради чего идет против врага былинный герой? За Русь, матушку, за родимую деревню, свой дом. Архетип Воина дает мужчине острое ощущение границ своей территории. Он может обозначать свою территорию, распространяя на ней свои вещи, помечая ее устойчивыми запахами.
Но архетипическая матрица Воина предполагает не только удержание, защиту своей территории, но и ее расширение. То есть присоединение новых земель, владений, возможностей, ресурсов. Потому-то наш герой не сидит на месте, а отправляется в дальние страны, чтобы где-нибудь приобрести еще «полцарства». Что касается детей, то маленькие Воины склонны расширять свои владения, раскладывая игрушки в тех местах, которые принадлежат родителям. А те, в свою очередь, «отвоевывают» собственную территорию, требуя от ребенка прибрать свои  игрушки и вещи в строго отведенное для этого место. Так идет борьба за территорию в одной маленькой квартире. И только родители расслабятся, маленький воин тут же начнет захват их территорий.
На более высоком эволюционном уровне архетип Воина дает герою силу защищать многих людей и от внешней агрессии, и от ложной информации. Появляется стремление беречь мир, страну, природу. Понимание «территории» усложняется и расширяется. Теперь территория — это не только физическое пространство квартиры, улицы, микрорайона, города, страны. Появляется понимание «внутренней территории» — внутреннего мира, «профессиональной территории» — ниши самореализации, «духовной территории» — системы ценностей. Семья, род, друзья — это все «территории» Воина. И все эти многоплановые территории нуждаются в защите и расширении на основе актуальных представлений о справедливости. Так сама идея Справедливости распространяется на многие территории.
На низком эволюционном уровне инстинкт захватчика, заложенный в архетипе Воина, существует сам по себе. Идея Справедливости не может даже «дотянуться» своими «лучами» до него, чтобы откорректировать. Явленный на низком эволюционном уровне, архетип Воина формирует характер антигероя. «Справедливо то, что хочу я!» — как бы заявляет антигерой. Его действия мотивированы эгоизмом, а не общечеловеческой ценностью Справедливости. Злобный дракон похищает принцесс, Кощей — чужих невест, король-супостат норовит отнять чужое просто потому, что им так хочется. Интересы других их не волнуют. Так появляется враг, благодаря которому настоящий Герой сможет проявить свою силу. Настоящий конфликт в сказке — это конфликт ценностей. Идея Справедливости противостоит идее эгоизма. Справедливость побеждает в непростой борьбе.
Архетипическая матрица Воина — основа завязок множества сказок. Чтобы сложилась интрига, появился сюжет, необходим враг, конфликт. А это значит, что, создавая историю, мы, по определению, актуализируем архетипическую силу Воина. И следовательно, даем возможность этой силе эволюционировать (во всяком случае, на бессознательно-символическом уровне). Так избыток агрессии лечится, с одной стороны, физическими нагрузками, а с другой — историями (особенно теми, в которых есть борьба с врагом и победа). Недаром настоящие воины так любят рассказывать друг другу и слушать разные истории.
Если говорить о способах преодоления трудных ситуаций, которые использует герой с ярким архетипом Воина, то это, конечно, открытое состязание, драка. Для этого у героя есть все необходимые средства — меч, лук со стрелами, ружье, топор или острый язык, резвый ум.
Для более полного понимания героя с ярким архетипом Воина важно разобраться в динамике проявления данной архетипической силы. Она «функционирует» в двух основных режимах: возбуждение и торможение. Герой, чья жизнь во многом подчинена действию данного архетипа, будет либо драться, либо расслабляться (пировать и спать). Правда, так будет происходить на низком эволюционном уровне.
Сила Воина дает Герою возможность длительное время сохранять состояние возбуждения — нести дозор, вести длительный бой, идти без устали, выживать, несмотря на раны. Кстати, поэтому мужчины, имеющие в своей внутренней структуре яркий архетип Воина, могут длительное время довольствоваться малым объемом сна, а потом отсыпаться сутками.
Также сила Воина формирует высокие пороги чувствительности к боли — герой не чувствует боли. Некоторые мальчишки постоянно ходят в синяках и ссадинах, стойко переживая боль или не обращая на нее внимания. Они гордятся шрамами, нередко рассказывают, где и когда они были получены.
Кстати, истории о «боевых шрамах» — отличное сказкотерапевтическое средство для гармонизации архетипической силы Воина. Завязка таких историй очень проста: собираются вместе у костра несколько воинов (рыцарей, которых свела вместе дорога), они видят друг у друга яркие шрамы (у кого-то на лице, у кого-то на руке) и спрашивают друг у друга, как появились эти печати сражений. Каждый рыцарь рассказывает собственную историю своей боевой печати.
Боевой шрам — это одна из разновидностей наград, так необходимых воину. В сказках о героях-воинах обязательно должна быть активной тема вознаграждения. Награда может быть материальной или нематериальной: полцарства, рука принцессы, мешок золота, волшебный перстень, крылатый конь, возможность поцеловать Прекрасную Даму и прочее. Награда — это важная часть победы, неотъемлемая часть образа результата. В любых состязаниях, соревнованиях, поединках обязательно должна присутствовать награда. Лучше — материальная.
Итак, архетипическая сила Воина эволюционирует благодаря постижению идеи Справедливости. Но есть еще один важный инструмент развития этой древней силы. Да, Воину нужно пережить победу. Но не менее важно ему научиться принимать поражения, неуспех. Поэтому в полных историях о героях-воинах обязательно должна быть тема поражения. У Руслана похищают Людмилу, у Ивана-царевича братья отнимают приобретенное; других героев предают близкие, а у иных оказываются враги посильнее их самих.
Переживание поражения помогает герою более тонко и трезво оценить свои силы, мобилизоваться на борьбу, сменить или разнообразить инструментарий преодоления трудных ситуаций. Также поражение позволяет герою переосмыслить цели его пути, произвести переоценку ценностей, иначе расставить приоритеты.
Поэтому когда мы подбираем или сочиняем сказки с целью гармонизации и развития архетипической силы Воина, нам необходимо учитывать значимость идеи переживания не только успеха, но и поражения. При этом очень важно максимально полно описать многообразную гамму чувств, испытываемых героем.
Как он переживает поражение:
- каковы его чувства: гнев, бессилие, тревога, обида, стыд, вина, разочарование;
- какие действия он хочет совершить: отомстить немедленно, наказать себя или того, кто первый подвернется под руку, спрятаться ото всех, спросить совета и пр.;
- как объясняет себе причины своего поражения - обвиняет других или стечение обстоятельств, четко выделяет свои уязвимые места и недоработки, сетует на «злую судьбу» и пр.
Конструктивно пройденная ситуация поражения выводит героя (да и человека) на принципиально новый эволюционный уровень. Дело в том, что в кризисных ситуациях начинают активно работать силы других архетипов, благодаря чему герой становится богаче, многограннее.
Архетип Воина оказывает основополагающее влияние на сюжет мужской сказки, формируя главный конфликт, а также второстепенные и мелкие провокации.
Композиция сюжета, построенного в основном на архетипе Воина, может выглядеть следующим образом:
1. Рождение героя: проявление силы Воина дома. Рождается герой с неугомонным, неудобным характером. Он драчун и непоседа, все в округе от него стонут и не знают, что с ним делать. Рядом с ним нет достойного учителя, который бы правильно понимал природу его силы и учил бы его управлять ею.
2. Уход из дома. Причины могут быть разными: его могут выгнать из деревни, потому что нет с ним никакого сладу; его могут забрать на войну; может случиться некая беда с близким человеком, и он отправится на спасение; или произойдет что-то иное. На этом этапе развития сюжета может появиться Учитель, который живет где-то далеко. Кстати, герой может уйти из дома, чтобы найти Учителя, или отец его приводит к Учителю.
3. Символическая разминка — проявление силы Воина вне дома. Первые победы или первые поражения. Если герой использует свою силу во имя справедливости, у него случаются первые настоящие победы. Если герой просто дает разгуляться своей молодецкой силе, не думая о последствиях, у него должны случиться первые поражения — должен прийти персонаж, который поставит зарвавшегося героя на место, покажет, что на всякую силу есть еще большая сила. Так неразумный герой познает свои ограничения. Или, в случае конструктивного проявления силы Воина, герой познает свои новые возможности. Ситуации побед и поражений для героя может создавать Учитель.
4. Шанс проявить себя по-настоящему. Случается серьезное событие: беда, конфликт, мир в опасности. От героя требуется мобилизация всех его сил, он должен показать, на что способен, переродиться, осознать идею Справедливости.
5. «Над пропастью». Герой, решая серьезный конфликт, оказывается на грани поражения. Силы его уже на исходе. Но благодаря некоему важному воспоминанию, связанному с попранием врагом идеи Справедливости, у героя включается «второе дыхание». Он может вдруг осознать важность некоего наставления Учителя, которое прежде не понимал или игнорировал.
6. Подлинный поединок. Герой ощущает невиданный приток сил, входит в состояние неистового Воина. Открывшийся ресурс силы помогает ему разделаться с врагом. Ощущение новый силы и выигранного боя переполняет его.
7. Торжество силы. Все чествуют победителя. Герой наслаждается победой, наградой. При этом он демонстрирует скромность и щедрость, чем заслуживает еще большую народную любовь, а также благосклонность читателей. Также герой может прийти к Учителю (если тот еще жив), чтобы поклониться и поблагодарить.
Такова формула сюжета мужской сказки, основанной на архетипе Воина. Подобные истории помогают силе Воина эволюционировать, а также усиливают ее, если она слабо выражена в структуре мужского характера.
Слабо представленный архетип Воина делает человека социально уязвимым, боязливым, аутоагрессивным, мягкотелым, слишком покладистым, словом — таким, что не может за себя постоять. В этом случае истории о героях-воинах помогут провести подготовительную работу для психологической коррекции, а занятия спортом, айкидо дадут инструменты для воспитания «духа воина».

Психокоррекция гороскопа

Предыдущая запись

Золушка (падчерица)