Золушка (падчерица)

«Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая его жена умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая — вся в покойную мать. А мать ее была самая красивая и добрая женщина на свете».
Важно то, что существо Золушки наполнено Любовью. Через Любовь матушка передает ей знания, необходимые для выживания и самореализации. Вероятно, матушка при жизни обучила ее всему, что умела сама. В противном случае неизвестно, каким бы образом героиня справлялась с заданиями мачехи.
Итак, героиня потеряла мать и находится в затяжной стрессовой ситуации? Вместо психологической поддержки и реабилитации она выходит на работу и сразу попадает в новый конфликт. Мачеха сживает ее со свету. Сегодня этому даже есть название «боссинг» — ситуация, когда начальник сознательно и целенаправленно травит подчиненного.
Золушка вынуждена выполнять самую грязную работу. Причем в сказке нет указаний на то, что она получает какую-либо заработную плату. Налицо грубое нарушение Трудового Кодекса. Более того, она даже лишена права на законный выходной, не может открыто пойти на бал. Такой событийный ряд называется «как в сказке»?!
Подобные события происходят в жизни многих людей, причем не только женщин. Чем это чаще всего заканчивается? Люди психологически «ломаются», входят в роль жертвы. А Золушка? Откуда при такой психологической и физической нагрузке у нее столько сил, оптимизма, креативности, присутствия духа?
Героиня — носительница ценностей, энергии, способностей своего Женского Рода. И в этом новом для себя качестве она встречается с антагонистом своего Женского Рода — мачехой. В завязке сказки — конфликт Женских Родов, двух систем. Род падчерицы относится к системе созидательной, род мачехи — к системе разрушительной, теневой. В этом контексте сюжет «Мачеха и падчерица» можно считать древнейшим, имеющим истоки в матриархальной культуре. Собственно, и феномен, известным многим как «женская конкуренция», имеет длинную историю, богатую драматическими коллизиями и интригами.
Потеря родной матери символизирует первый этап женской инициации, женского посвящения. В этот момент происходит осознание женщиной собственной автономности, уникальности, природной силы, — с одной стороны. И поддержание связи с материнским родом, — с другой. Героине сказки, так же как и обычной женщине, приходится научиться объединять в себе две противоположные тенденции: разъединение с матерью и, одновременно, поддержание связи с нею. Это невероятно сложное испытание: не быть «как мать» и, в то же время, принимать в себе ее черты.
Зачем же нужно это посвящение, этот урок? Всякая женщина благодаря своей индивидуальности вносит в общеродовую копилку свой вклад. По сравнению с предшественницами она делает шаг вперед (или вглубь). Ее родовая память содержит информацию о жизненном пути матери, бабушки, сестры, прабабушки, которые также проходили аналогичное посвящение «отрыва от матери». И у каждой из предшественниц посвящение проходило по своему сценарию. У кого-то легко, у кого-то болезненно, а у кого-то вообще «отрыв» не состоялся — и она всю жизнь «слушала маму, плясала под ее дудку». Если предшественницы женщины прошли испытание, свою индивидуальность выделили и связь с родом сохранили, их опыт дает женщине огромный ресурс жизненной силы. Но если в роду у женщины отрыв от матери происходил болезненно или не происходил вовсе, это испытание может стать одним из основных в ее жизни.
Каждая женщина благодаря своей индивидуальности вносит в общеродовую  копилку свой вклад. Она делает шаг вперед по сравнению со своими предшественницами.
В сказке зашифрован закон жизни: мать, передав дочери запас Любви и Знаний, должна уйти, предоставив ей возможность проявить свою индивидуальность и самостоятельность. Кроме того, матери необходимо оставить дочери символическую помощницу крестную-фею, благодаря которой дочь сможет ощущать поддержку своего женского рода.
Фабула сказки предполагает физическую смерть матери, в жизни она совершенно необязательна. Смерть матери в данном случае символиирует завершение важного периода жизни героини. Завершение старого и начало нового.
Что было бы, если бы матушка героини не умерла? Да, не было бы сюжета сказки. Поэтому потеря, в данном контексте, — благо для развития героини, свидетельство ее готовности к испытанию на жизнестойкость и самостоятельность.
Матушка умирает, передав дочери свои лучшие черты и помощников. Героиня сказки в духовном плане — богатая наследница, которой теперь предстоит мудро распорядиться богатством. И, в первую очередь, сохранить его.
Наследство героини — это внутреннее ощущение силы Любви, жизнестойкость, легкий нрав, талант, стремление к счастью, связь с представителями тонкого мира, помощниками ее рода. Именно это наследство ей необходимо сохранить и, по возможности, приумножить, чтобы в назначенный срок передать уже своей дочери.
Итак, после смерти матушки героиня сказки становится обладательницей большого духовного наследства, дающего ей огромную жизненную силу. И начинается третий этап сказочной истории — проверка на жизнестойкость, испытание силы. Другими словами, героиню проверяют: как она распорядится наследством, силой. Растратит все впустую на обиду, боль, переживания злости, бессилия и горечи? Или сохранит, да еще и приумножит?
Мачеха устраивает самую настоящую травлю героини, всеми средствами провоцируя у нее формирование «позиции жертвы». Но... Вот что говорит Золушка в сказочной версии Евгения Шварца: «Натирая пол, я очень хорошо научилась танцевать, за шитьем я очень хорошо научилась думать. Терпя напрасные обиды, я научилась сочинять песенки. За прялкой я научилась их петь. Выхаживая цыплят, я стала доброй и нежной» . Другими словами, Золушка и не думала становиться жертвой, она использовала любую ситуацию во благо, открывая в себе неожиданные способности.
Да, внешне все, что делает мачеха, похоже на жестокое обращение. Но тонкий символизм этого этапа — обучение. Мачеха — это учитель героини, ее «тренер». Неслучайно ее тренинг приводит героиню к счастью в финале сказки. А родные дочери мачехи, не прошедшие жесткого тренинга, оказываются «не у дел». Собственно, Мачеха в пьесе Е. Шварца так и говорит: «Золушка, я забочусь о тебе гораздо больше, чем о родных своих дочерях. Им я не делаю ни одного замечания целыми месяцами, тогда как тебя, моя крошечка, я воспитываю с утра до вечера».
Мачеха дает падчерице задания, каждый раз повышая степень их сложности. Так например, у Е. Шварца Мачеха наказывает Золушке: «Вымой окна, натри пол, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь кустов роз, познай самое себя и намели кофе на семь недель».
Символизм мачехиных заданий — это особый шифр. Казалось бы, это совершенно обычный труд девушки. Да, в социальном плане героиня приобретает мастерство хозяйки, необходимое ей в жизни. Но символизм прядения гораздо тоньше. В мифологии разных народов богинями судьбы являются такие женские персонажи, как норны, мойры, наречница, орисница, суденица. Они прядут нити судьбы.
В русской мифологии богиня прядения и судьбы — Мокошь. Ее желаниям подчинялись и боги, и люди. Она жила в небесном чертоге со своими помощницами Долей и Недолей, пряла нити людских судеб. Ей были ведомы тайны прежних жизней и новых воплощений.
В этом аспекте прядение героини — это посвящение богине Судьбы. В руках героини нить судьбы. От того, насколько качественно она прядет, зависит не только ее жизнь. Другие люди будут носить одежду, сотканную из ее нитей. Таким образом, героиня прядет и оказывает непосредственное влияние на собственную судьбу и судьбы других людей.
Урок 1 – формирование конструктивных жизненных программ
Мачеха создает условия, в которых падчерица совершенствует мастерство прядения. Если перевести это с символического языка на психологический, получается, что мачеха учит падчерицу целеполаганию, формированию конструктивных жизненных программ. В то же время прядение помогает героине приобрести чувственно-смысловое переживание старинного тезиса: «Все в твоих руках». Ты ответственна за качество нити, ты ответственна за качество собственной жизни. Таков один из уроков падчерицы. 
Урок 2  - Школа домохозяйки
Другой урок — уборка дома, домашняя работа. В социальном плане можно сказать, что героиня проходит «школу домохозяйки», формируя трудолюбие и терпимость к самой тяжелой женской работе. Это, безусловно, так. Но не это является главным. Благодаря заданиям мачехи у падчерицы формируется навык организации собственной среды обитания и навык ухода за ней. Одна из базовых потребностей женщины — обретение комфортной и безопасной среды. Она стремится создать пространство, в котором ей будет удобно, спокойно, интересно, красиво, функционально. Да, для этого приходится устранять грязь, чистить любимые вещи, поддерживать порядок, делать ремонт, обновлять обстановку. Но главное здесь — процесс создания комфортной среды, обустройство своего пространства, которое можно будет наполнить Любовью. Для женщины чрезвычайно важно ощущать себя хозяйкой пространства, каждый элемент которого формирует у нее переживание защищенности и благополучия. Многие женщины страдают от того, что не имеют своей территории, «своего пространства», несмотря на то что живут в отдельной квартире. Это происходит не из-за недостатка квадратных метров. Просто «чувство хозяйки» у них пока не сформировано. Некоторые женщины действительно живут в стесненных условиях. Но даже в этом случае можно найти полтора квадратных метра для «своего угла». Это очень важно для женщины.
Если посмотреть на внутреннее устройство любого деревенского дома, можно найти четко выделенные мужскую и женскую территории. Причем «бабий угол» был священным — там поддерживался огонь в очаге, стояла домашняя утварь. И это пространство являлось настоящим святилищем Хранительницы Домашнего Очага.
Огонь домашнего очага символизирует благополучие семьи на всех уровнях: материальном, эмоциональном, ментальном и духовном. Достаток, эмоциональный микроклимат, добрые мысли и высокие устремления. Мужчина приносил огонь в дом, а женщина занималась сложнейшим делом — поддержанием огня. В древности считалось, что если огонь в очаге погас, нельзя бежать к соседям и просить уголек; нужно дожидаться следующей грозы или высекать огонь с помощью кремня. И до того времени, пока огонь снова не войдет в дом, семья была вынуждена сидеть в холоде и голоде. Так что от мастерства женщины — Хранительницы Домашнего Очага зависело благополучие всей семьи.
Поэтому, получая от мачехи задание прибраться в доме, падчерица на тонком плане проходит особое посвящение: посвящение богине — хранительнице жертвенного огня и домашнего очага. В древнегреческой традиции — это Гестия, в римской — Веста, в славянской — Берегиня.
Тайна ведения дома, поддержания в нем порядка, доброго микроклимата и благополучия передается по женской линии: от матери к дочери. Но не всегда маленькой девочке нравится убирать за собой вещи и игрушки, мыть посуду, прибираться в доме. Не всегда и взрослая женщина воспринимает процесс наведения порядка как древнее женское таинство. Для многих современных женщин уборка — это довольно обременительная хозяйственная необходимость. Все это оттого, что древний символизм «ведения дома», архаическое самоощущение женщины себя как Хранительницы Очага во многом утеряны. Мачехино задание «прибраться в доме» — это символический мостик, восстанавливающий связь современной женщины с древней традицией «ведения дома», тонкое и незаметное посвящение читательницы сказки богине-хранительнице домашнего очага.
Урок 3  -перебор семян – выбор мужского семени
Еще одно нередко встречающееся в сюжете «Мачеха — падчерица» задание: перебор семян. Мачеха (баба-яга, хозяйка, свекровь) перемешивает просо, мак, пшеницу, горох, ячмень и требует от героини к утру все перебрать и разложить по отдельным мешкам. Что же зашифровано в этом задании?
Женщина, как плодородная земля, для продолжения рода нуждается в семени. От особенностей и жизнеспособности мужского семени зависит и «качество потомства». Поэтому женщина должна очень хорошо разбираться в свойствах семян. Знать, что взойдет из пшеничного зернышка, а что из горошины.
Если небольшой участок земли засеять вперемешку семенами разных культур, всходы могут мешать друг другу расти. У каждой культуры свой темп роста, свои требования к почве. Поэтому для посева лучше выбрать одну культуру — и засеять ею весь участок.
Символизм этого задания очень тонок. Падчерица учится разбирать семена, отводить каждому свое место. Носитель семени — мужчина. Фактически, героиня учится разбираться в мужской природе, оценивать жизнеспособность и свойства семени разных мужчин. Мужчина ответственен за количество потомства, а женщина — за его качество. Ей предстоит выбрать из множества самого достойного. Такой урок избирательности преподносит мачеха падчерице.
Благодаря мачехе падчерица не только проходит испытание на жизнестойкость, но и приобреает знания, навыки и посвящения, необходимые женщине.

Невидимые помошники: У многих падчериц в работе есть помощники. Василисе Прекрасной и Крошечке-Хаврошечке помогают куколка и корова, доставшиеся от матери; Психее помогают муравьи, тростинки, башня. Словом, среди помощников героини нет представителей мира людей. Интересно, почему?
Помощники падчерицы — представители иного мира. В некоторых сказках героине прислуживают вообще невидимые слуги. Здесь зашифрован тонкий сказочный закон: у женщины всегда есть множество невидимых помощников, готовых придти на помощь по первой ее просьбе. Тонкий мир помогает женщине, его представители не дают ей пропасть даже в самой тяжелой ситуации. От нее требуются только доверие, искренность и забота о своих помощниках. Куколку нужно покормить, с коровой поговорить, мяса ее не есть, косточки закопать.
Корова Хаврошечки, куколка Василисы — это символы материнского благословения. Сказочный шифр тонок — гармоничная связь с матерью, вовремя отпустившей свою дочь, дает женщине огромную силу. Силу и помощь ее Женского Рода.
Поэтому так важно для дочери материнское благословение, материнская молитва о ней, добрые мысли и чувства. Поэтому-то так страшны для дочери материнские обиды, злость и непонимание.
Итак, мачеха в жизни женщины символизирует Учителя, тренера жизнестойкости. Довольно жесткого, часто несправедливого и эгоистичного. Но без такого тренинга падчерица осталось бы инфантильной и неприспособленной к жизни.
В жизни современной женщины немало мачех-учителей. «Мачехой» может быть и собственная жесткая и холодная мать, могут быть сестра или брат, отец или отчим. Бывает, что девушка, воспитываемая любящими и лелеющими ее родителями, выходит замуж, и через некоторое время муж начинает вести себя как самая настоящая мачеха: критиковать и ругать за малейшие промахи, заваливать работой, предъявлять невыполнимые требования, контролировать каждый шаг, грубо обращаться. Поэтому не стоит думать, что в обычной жизни древний сюжет «Мачеха и падчерица» разыгрывается только в отношениях между женщинами.
Главное, чтобы женщина понимала глубинный смысл таких отношений и не угодила в ловушку этого сюжета. Глубинный смысл данного сюжета — обучение, прохождение посвящений, а также сохранение энергии и самообладания. Ловушка — накопление агрессии и обиды против «мачехи», борьба с нею или же «выпадение» в позицию жертвы.
Ни одна сказочная падчерица не борется с мачехой, не устраивает с нею словесных и физических поединков, не ищет союзников для борьбы с обидчицей. Конечно, можно было бы сказать, что в сказках заложена модель женской покорности. Но это было бы не совсем корректно по отношению к древним знаниям. Падчерица из любого задания извлекает благо для себя. И это — ключ для прохождения испытания. Если в жизни женщины разворачивается сюжет «Мачеха—падчерица», какими бы ни были декорации, как бы ни бушевали внутри нее обида, злость и чувство несправедливости, ей необходимо постоянно задавать себе вопрос: «Какое благо для меня есть в этой ситуации, чему она меня учит?» Это сложно, но жизненно важно. В этом случае у нее не будут копиться деструктивные чувства, и срок испытания не растянется на долгие годы. В определенный момент женщина просто поймет: «Мне больше этого не нужно, я уже всему научилась». И это станет поворотным моментом в развязке сложных отношений.

Можно ли корректировать сюжет «Мачеха и падчерица» с помощью психологических средств? Если древний сюжет активно разворачивается в жизни женщины, корректировать его невозможно. С помощью психологических средств можно помочь женщине пройти урок, предостеречь ее от попадания в ловушку сюжета. Но для этого нужно знать его динамику и смысл.
Важно: Архетипический сюжет вообще не стоит корректировать. Да это нам и не под силу. Мы можем изучить его и достойно пройти испытание, приобретя опыт. И тогда в конце определенного жизненного цикла женщина обязательно получит Подарок. Падчерица, сохранившая внутри себя переданную матушкой Любовь, пройдя испытания и посвящения, получает в финале новую любовь — уже от мужчины. 

Консультация 

Предыдущая запись

Отшельница

Следующая запись

Воин